Программы среднего профессионального образованияПрограммы высшего образования
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИИЛЩЕ ИМЕНИ ГНЕСИНЫХ
НовостиГостеваяФорумСсылкиEnglish

Главная < Медиатека < Методические материалы < Методические пособия < К истории московской духовой исполнительской школы

Доктор искусствоведения,
профессор РАМ им. Гнесиных,
преподаватель ГМК имени Гнесиных
Р.А. Маслов

«К ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ДУХОВОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

Материалы к 5 главе программы для музыкальных училищ
«История исполнительства на духовых инструментах»
(составитель – проф. Р.Маслов)

История отечественного духового исполнительства насчитывает 300 лет. Но корни искусства игры на духовых инструментах уходят в глубокое прошлое и связаны, с одной стороны, с народным музыкальным творчеством и, с другой, – с применением народных духовых инструментов в церемониальной, обрядовой и военной музыке.

Светское музыкальное искусство в России вплоть до XVIII века развивалось, скорее, как прикладной вид, сопряженный, в первую очередь, с театральными действами. Как известно, сильнейшее влияние на формирование отечественного театра, в частности, музыкального, оказало скоморошество. Основными инструментами, которыми пользовались скоморохи, были различного рода рожки и дудки.

В XVII веке, во времена правления царя Михаила Алексеевича «Тишайшего», театральные мистерии, или действа, проходили в сопровождении небольшого ансамбля, в составе которого были рога, рожки, сопели. На них играли музыканты-иностранцы и дворовые люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева.

Новый этап развития исполнительства на духовых инструментах в России приходится на XVIII столетие и связан с просветительской деятельностью Петра I. В России того времени обучение на духовых инструментах было широко распространено. Обучение велось в армейских частях, в так называемых трубаческих школах, в военно-учебных заведениях (Шляхетском сухопутном корпусе), а также при Академии художеств и столичных университетах. В Москве наиболее значительным музыкальным учебным заведением, с профессиональной точки зрения, была школа Московского воспитательного дома, учащиеся которой после испытаний. Проводившихся в Петербурге, нередко зачислялись в оркестры императорских театров.

Заметное влияние на развитие исполнительства на духовых инструментов оказали музыканты крепостных капелл и оркестров. Крепостной музыкальный театр – крупнейшее явление не только русской, но и мировой истории музыкального исполнительского искусства. Лучшим считался театр графа Н.П.Шереметева, который располагался сначала в Кусково, а потом – в Останкино. В этом театре шли драматические пьесы, оперы, балеты, а его замечательный оркестр часто выступал с симфоническими концертами. Об исполнительском уровне крепостных музыкантов можно судить по тому факту, что дирекция императорских театров в Москве неоднократно нанимала или покупала у Шереметева и других помещиков как отдельных музыкантов, так и целые оркестры.

В школе, организованной при театре Шереметева, детей крепостных обучали не только пению и танцам, но и игре на духовых инструментах. Преподавали иностранцы, приглашенные Н.П.Шереметевым, а также опытные музыканты («музыкальные мастера») крепостного театрального оркестра.

Важное место в истории становления московской духовой школы занимают музыканты-духовики оркестра Большого театра. Как свидетельствует театральная статистика, в 1825 году из 77 музыкантов оркестра лишь четверо являлись иностранцами; однако, уже с 1840-х годов в деревянной и медной группах духовых инструментов преобладали иностранные музыканты.

Период со второй половины XVIII столетия до конца XIX века – время зарождения отечественной духовой школы, которое проходило под определяющим влиянием западноевропейского, в первую очередь, немецкого и чешского исполнительства на духовых инструментах.

В основе процесса формирования и развития отечественной школы игры на духовых инструментах лежит стремительное развитие русской музыкальной культуры второй половины XIX столетия. Однако в конце первой – начале второй половины XIX столетия уровень профессионального исполнительства и обучения игре на духовых инструментах в России снизился и стал явно отставать от уровня западноевропейского духового исполнительского искусства. В Москве, как и во всей России, не было достаточного количества хорошо подготовленных, профессиональных оркестровых музыкантов. Причем именно в Москве, и может быть в большей степени, чем, например, в столичном, европеизированном Петербурге, настоятельно ощущалась необходимость в профессиональной системной организации не только всей музыкальной жизни: театральной, концертной и т.д.: требовались коренные реформы и в области музыкального образования. Нужны были высшие и средние музыкальные учебные заведения, которые готовили бы образованных, высококвалифицированных музыкантов, особенно в сфере исполнительства на оркестровых и, в первую очередь, на духовых инструментах.

Из московской и петербургской периодической прессы того времени видно, что многие известные музыканты и общественные деятели понимали необходимость немедленного проведения реформ в музыкальной жизни. Ведь, в сущности, речь шла о путях развития и дальнейшей судьбе всей русской музыкальной культуры.

В этом плане решающую роль в подъеме не только московского, но и российского духового исполнительского искусства сыграла организация Московского отделения ИРМО (Императорское русское музыкальное общество). «Коренные изменения в концертной жизни Москвы и в организации музыкального образования наступили в связи с открытием Московского отделения ИРМО». (Музыкальная энциклопедия. М.:1976 Т.3 с.674).

Вопрос об организации в Москве отделения ИРМО и учебного заведения при нем был решен в конце 1859 года, причем Московскому отделению разрешалось действовать независимо от дирекции ИРМО и иметь свою кассу и формы отчетности. Во главе Московского музыкального общества встал Н.Г.Рубинштейн.

В сентябре 1860 года «Совещательная комиссия» Московского отделения ИРМО приняло решение о ежегодном проведении десяти симфонических и нескольких квартетных собраний, а также внеабонементных вечеров. Московские исполнители на духовых инструментах, главным образом иностранцы, принимали самое активное участие в симфонических и камерных концертах. Гораздо реже музыканты-духовики появлялись на концертной эстраде в качестве солистов-концертантов.

Одной из главных задач, стоящих перед Московским музыкальным обществом в области музыкального образования, руководство Общества считало организацию «школы для обучения игре на всех струнных и духовых инструментах, основательное изучение теории музыки и генерал-баса...» (»Московские ведомости», 1860, 11 ноября 1860 N 245).

В 1864/1865 гг. в помещении Музыкальных классов Общества на Моховой улице начали работу первые классы духовых инструментов: флейты и трубы. Преподавателями этих классов были приглашены солисты оркестра Большого театра Ф.Ф.Бюхнер и Ф.Б.Рихтер.

В феврале 1866 года по указанию председателя ИРМО Великой княгини Елены Павловны началась деятельная работа по организации в Москве высшего музыкального училища, и первого сентября 1866г. торжественно открылась Московская консерватория. С творческой деятельностью ее профессоров и учащихся связан процесс дальнейшего развития московской духовой исполнительской школы.

В первом же учебном году значительно увеличилось количество духовых классов. Кроме Ф.Ф.Бюхнера и Ф.Б.Рихтера Н.Г.Рубинштейном были приглашены солисты оркестра Большого театра Э.К.Медер (гобой), В.К.Гут (кларнет), М.Б.Бартольд (класс валторны). Несколько позднее были открыты класс фагота (1868г.), который возглавил Г.К.Эзер, первый фаготист оркестра Большого театра, в прошлом солист Оперного театра в Риме, и класс тромбона, который стал вести Х.И.Борк, игравший в оркестре Большого театра на тромбоне и литаврах.

К сожалению, сохранились лишь отрывочные сведения о первых профессорах Московской консерватории. Известно, например, что Ф.Ф.Бюхнер (1825-1912) учился игре на флейте в Ганновере у известного германского виртуоза К.Гейнемайера. С 1847 по 1850 гг. Бюхнер выступал с концертами в Берлине, а с 1850 года жил и работал в России: сначала в Петербурге, а с 1856 года в Москве, где занял должность солиста оркестра Большого театра.

Трубач Ф.Б.Рихтер (1826-1901), который преподавал в консерватории до 1900 года, был не только солистом оркестра Большого театра и профессором Московской консерватории, но и капельмейстером Екатеринославского полка.

О профессоре Э.К.Медере известный в то время музыкальный критик С.Н.Кругликов писал в 1886 году в «Музыкальном обозрении»: «Для камерных сочинений требуется игра более тонкая, чем в оркестре. Оркестровые музыканты не могут быть здесь вполне удовлетворительны... Квинтет, в общем, прошел...... неудовлетворительно: два художника – г.Сафонов (ф-но) и г.Медер (гобой) – пропорция слишком небольшая по отношению к трем остальным превосходным оркестровым ремесленникам». (N 15, 31/XII 1886 г.).

Профессора В.Гута, «прусского поданного», как он сам себя называл, капельмейстер Большого театра Шрамек характеризовал как «артиста, обладающего большим талантом». (РГАЛИ, ф.N659, оп.3 ед.хр.70).

Характеризуя педагогическую деятельность иностранных профессоров духовых классов Московской консерватории, известный тромбонист, педагог, ученый и общественный музыкальный деятель И.Липаев писал: «...немцы и чехи вели педагогическое дело с редкой старательностью. Но странно, выпускали они учеников не много, как будто боялись с их стороны конкурентов. Однажды в пылу откровенности в присутствии многих профессоров Ф.Ф.Бюхнер высказался так: «Мы не приехали для того, чтобы обучать себе конкурентов». (И.Липаев «Из прошлого Московской консерватории». ГЦММК им.М.И.Глинки. Ф.13 N 70).

В первые годы деятельности консерватории количество учащихся в классах духовых инструментов было небольшим: от одного до двух человек по каждой специальности. Для привлечения в духовые классы учеников было учреждено 8 стипендий, а учащихся освобождали от платы за обучение.

Сразу же были заложены основы производственной практики: наиболее способные и подготовленные ученики-инструменталисты участвовали в симфонических и камерных собраниях Московского музыкального общества, которые проходили под руководством Н.Г.Рубинштейна. С 7 февраля 1867 года начались ученические вечера, на которых, впрочем, учащиеся духовых классов выступали весьма нерегулярно.

В 1873 класс кларнета Московской консерватории возглавил Ф.К.Циммерман. Ученик Карла Бермана, первый кларнетист, а затем бас-кларнетист оркестра Большого театра, Циммерман воспитал Н.Н.Лакиера, первого духовика, окончившего консерваторию с Большой серебряной медалью и основоположника современной отечественной кларнетной школы С.В.Розанова. К этому времени относится и создание первых учебных программ для духовых инструментов.

В период с конца 1870-х – начала 1880х годов вплоть до 1910 года профессорский состав духовых классов периодически менялся. Но по-прежнему сохранялась традиция приглашения в консерваторию солистов оркестра Большого театра. Профессора Ф.Ф.Бюхнера в 1882 году заменил В.В.Кречман (1848-1922), который четверть века проработал в Большом театре первым солистом в оперном и балетных оркестрах. До приезда в Россию Кречман играл в германских и австрийских оркестрах: в капелле Зондерхаузена, капелле И.Штрауса и в придворном театре Мейнингена.

Несомненная заслуга В.В.Кречмана состоит в том, что он первым в Москве ввел обучение на флейте системы Т.Бема. Его учениками были известные флейтисты В.Цыбин, Н.Бакалейников, Ф.Левин, Н.Платонов.

Выпускник Пражской консерватории Иосиф Сханилец (1860-1905), в 22 года ставший первым валторнистом Большого театра, был приглашен в консерваторию в 1883 году. Одним из его лучших учеников был В.Н.Солодуев, впоследствии солист оркестра Большого театра и профессор Московской консерватории.

В 1885 году игру на фаготе стал преподавать И.В.Кристель – первый исполнитель в Москве (совместно с пианистом Н.Шишкиным и кларнетистом С.Розановым) «Патетического трио» М.И.Глинки.

С 1891 года класс кларнета консерватории возглавил И.Ф.Фридрих. Он окончил Пражскую консерваторию по классу известного кларнетиста Ю.Писаржевича и в 1882 году был приглашен на службу в оркестры московских императорских театров. Фридрих принимал самое активное участие в камерных концертах Московского музыкального общества. И.В.Липаев писал в своей рукописи «Былое оркестра Большого театра»: «Редкостным по темпераменту, волнующей фразировкой и разнообразию динамики был Фридрих – врожденный артист на своем инструменте». (ГЦММК им. М.И.Глинки. Ф 13. Оп.12. Ед.хр.2)

В 1900 г. профессора по классу трубы Ф.Б.Рихтера заменил В.Г.Брандт (1869-1923 гг.), трубач-виртуоз и талантливый капельмейстер. Он окончил в 1887 году музыкальную школу в г.Котбурге (Германия). С 1890 года по 1909 Брандт был солистом оркестра Большого театра. Когда же в 1912 году В.Г.Брандт был приглашен в Саратовскую консерваторию, преподавать игру на трубе стал М.П.Адамов – солист петербургских и московских оркестров императорских театров, представитель петербургской «ветви» отечественного духового исполнительства.

В 1904 году в консерватории начал работать Ф.Ф.Эккерт (1865-1941), выпускник Пражской консерватории и солист-валторнист пражского Национального театра. В России он жил с 1886 года: был военным капельмейстером, играл в оркестре Оперы Прянишникова. С 1895 года Эккерт являлся солистом оркестра Большого театра. В консерватории он проработал почти 40 лет.

Однако целевой задачей классов духовых инструментов дореволюционной консерватории все-таки была подготовка, в первую очередь, отнюдь не солистов-концертантов, а высококвалифицированных оркестровых исполнителей. Однако награждение целого ряда выпускников Большими и Малыми серебряными медалями, и, главное, их дальнейшая творческая деятельность свидетельствуют о высоком уровне подготовки учащихся и методическом мастерстве их профессоров.

Сплав музыкально-исполнительского и педагогического исторического воздействия западноевропейской (в первую очередь, немецкой и чешской) духовой школы и русских музыкальных исполнительских традиций особенно ярко проявился в искусстве таких замечательных музыкантов как выдающейся кларнетист и педагог, Заслуженный артист РСФСР, солист оркестра Большого театра и профессор Московской консерватории С.В.Розанов, замечательный трубач, также многолетний солист оркестра Большого театра, первым среди музыкантов-духовиков ставший доктором искусствоведения, профессор Московской консерватории М.И.Табаков, солист-флейтист оркестра Большого театра, композитор, педагог, дирижер, профессор Петербургской и Московской консерваторий В.Н.Цыбин, профессора Московской консерватории гобоисты Н.В.Назаров и Н.Н.Солодуев, тромбонист, композитор и дирижер В.М.Блажевич.

В.Н.Цыбин (1877-1949) был не только блестящим исполнителем-виртуозом. Он обладал и композиторским дарованием. Его произведения для флейты, среди которых три Концертных аллегро, ряд концертных этюдов и др. сочинения составляют основу художественного и педагогического репертуара для этого инструмента. Некоторые оперы В.Н.Цыбина в 20е годы ставились на сценах московских и периферийных оперных театров.

В.Н.Цыбин является одним из первых отечественных ученых-методистов. Главный его труд – «Основы техники игры на флейте» – был издан в 1940 году. Однако целый ряд его научно-методических работ, имеющих большое познавательное и практическое значение, к сожалению, так и не был издан. Он преподавал игру на флейте в Московской консерватории с 1923 по 1949гг. (с 1914 по 1920гг. он работал в Петроградской консерватории и Мариинском театре). Среди его учеников – профессора Московской консерватории Н.И.Платонов и Ю.Г.Ягудин, профессор Петербургской (Ленинградской) консерватории Б.В.Тризно, солист Государственного симфонического оркестра СССР Г.Саакян и многие другие известные исполнители и педагоги.

С именем С.В.Розанова (1870-1937) – основоположника современной отечественной кларнетной школы, кларнетиста-виртуоза, солиста оркестра Большого театра связана целая эпоха в истории исполнительства на духовых инструментах. Еще, будучи учеником Московской консерватории, он принимал активное участие в камерных собраниях Московского музыкального общества. Его исполнение партий кларнета в Трио И.Брамса для фортепиано, кларнета и виолончели, в Квинтете В.Моцарта для кларнета и струнного квартета, сонат для кларнета и фортепиано И.Брамса имело большой успех и стало образцом интерпретации для многих поколений отечественных кларнетистов. С.В.Розанов выступал в ансамбле с такими музыкантами как В.Сафонов, К.Игумнов, А.Гольденвейзер. Розанов был первым российским кларнетистом, исполнившим в 1910 году концерт В.Моцарта ля мажор для кларнета с оркестром. Оркестром дирижировал Н.Н.Черепнин.

С.В.Розанов обладал широким, полным, тембрально насыщенным звуком с естественным вибрато. Для него не существовало технических неудобств. Его исполнительской манере были свойственны широта динамического диапазона и многогранность экспрессии. Он был непревзойденный стилист и своей игрой ярко передавал характерные жанровые особенности сочинений для кларнета и оркестровых соло.

Исполнительская деятельность Розанова ставит его имя в один ряд с такими крупными представителями отечественной исполнительской школы как А.Н.Есипова, А.А.Брандуков, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер, А.В.Нежданова, Л.В.Собинов.

С.В.Розанов первым из отечественных исполнителей-духовиков понял необходимость научного обоснования методики обучения игре на духовых инструментах. С начала 1930х годов он стал читать в консерватории лекции, а в 1935 году была издана написанная на основе этих лекций брошюра «Основы методики преподавания игры на духовых инструментах», первая отечественная научно-методическая работа. В 1940 году под редакцией ученика Розанова – профессора А.Г.Семенова – появилась широко популярная и в наши дни «Школа игры на кларнете». Весьма много было сделано С.В.Розановым для расширения художественного и педагогического репертуара для кларнета. Среди его учеников такие известные музыканты как А.М.Александров, А.В.Володин, И.Н.Майоров, А.Р.Пресман, А.Г.Семенов, А.Л.Штарк.

Основателем московской школы трубы по праву считается М.И.Табаков (1877-1956). Он окончил Музыкальное училище Одесского отделения ИРМО в 1891 году и с 1898 по 1939гг. был солистом-трубачом в оркестре Большого театра. Табаков обладал мощным, необычайно красивым по тембру звуком, который был слышен при любом фортиссимо оркестра. М.И.Табаков считается лучшим исполнителем партий трубы в произведениях А.Н.Скрябина и Р.Вагнера.

С 1914 года М.И.Табаков вел педагогическую работу в Музыкально-драматическом училище Филармонического общества, а с 1919 года преподавал в Московской консерватории, в которой проработал до 1949 года. Среди его лучших учеников – С.Н.Еремин, Г.А.Орвид, Т.А.Докшицер, В.В.Плахоцкий, И.М.Границкий.

Выдающийся тромбонист, педагог, композитор и дирижер В.М.Блажевич (1881-1942) окончил Московскую консерваторию по классу Х.Борка в 1905г. Солист оркестра Большого театра (1906-1928), участник Московского квартета медных инструментов (С.Логинов, А.Колпинский, А.Андрушкевич, В.Блажевич), он в течение 22 лет (1920 по 1942 гг.) преподавал игру на тромбоне в консерватории. Лучшими учениками В.М.Блажевича были солисты оркестра Большого театра профессор Московской консерватории В.А.Щербинин и профессор Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Б.П.Григорьев.

Методические и педагогические принципы Блажевича заключены в его этюдах, «Школе для раздвижного тромбона», «Школе для тубы» и «Школе коллективной игры на духовых инструментах». В.М.Блажевич был одним из организаторов военно-капельмейстерского класса в Московской консерватории (позднее Факультет военных дирижеров при Московской консерватории) и первым художественным руководителем Государственного духового оркестра СССР.

В 1940-е – 1960-е гг. широко развернулась исполнительская и педагогическая деятельность крупнейших московских музыкантов-духовиков Г.Я.Мадатова, Н.И.Платонова, Ю.Г.Ягудина (флейта), М.М.Оруджева, А.В.Петрова, И.Ф.Пушечникова (гобой), А.В.Володина, Б.А.Дикова, В.В.Петрова, А.Г.Семенова, А.Л.Штарка (кларнет), Р.П.Терехина, Я.Ф.Шуберта (фагот), С.И.Леонова, А.А.Рябинина, А.И.Усова, А.А.Янкелевича (валторна), Т.А.Докшицера, С.Н.Еремина, Г.А.Орвида, Ю.А.Усова, Н.Н.Яворского (труба), Б.П.Григорьева, В.А.Щербинина (тромбон), А.К.Лебедева (туба). С их именами связано дальнейшее развитие московской духовой исполнительской школы.

Доктор искусствоведения, профессор Н.И.Платонов (1894-1967), учившийся в Московской консерватории у В.В.Кречмана и В.Н.Цыбина, известен не только как превосходный педагог, воспитавший таких флейтистов как профессор Московской консерватории Ю.Н.Должиков, солист оркестра Большого театра Е.Г.Игнатенко, солист оркестра Большого театра, профессор РАМ им.Гнесиных М.И.Каширский (1924-1994), лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей (1963г.) Э.М.Щербачев, и др. Н.И.Платонов – крупный ученый, автор работ, затрагивающих как основные, общие, так и частные закономерности теории и практики игры на духовых инструментах.

Среди учеников профессора Московской консерватории Ю.Г.Ягудина (1906-1989), «Золотая флейта России», Народный артист России, профессор А.В.Корнеев, солист БСО радио и телевидения А.Н.Бычко, солист оркестра Московской филармонии, Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных А.Л.Гофман.

Огромный вклад в развитие исполнительства и педагогики на кларнете внесли солист оркестра Большого театра, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор А.В.Володин (1897-1966) и профессор Московской консерватории А.Г.Семенов (1907-1958).

Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (первая премия) Володин в конце 1930-х гг. часто выступал как солист и ансамблист на различных концертных эстрадах. Исполнительской манере А.В.Володина были присущи яркий красивый тембр звучания кларнета, широкое свободное дыхание, безупречная техника, тонкое ощущение стиля, поразительная по своей глубине фразировка.

Среди учеников А.В.Володина известные кларнетисты, солисты оркестра Большого театра, профессора Московской консерватории Заслуженный артист России Р.О.Багдасарян и В.В.Петров, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей доцент Л.Н.Михайлов, профессор РАМ им.Гнесиных, Народный артист России И.Е.Бутырский.

Учениками А.Г.Семенова являются доктор искусствоведения, профессор Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории Б.А.Диков, В.В.Зверев, много лет проработавший солистом БСО им.Чайковского, ГАСО России, Национального симфонического оркестра России под управлением М.Плетнева, солист ГАСО России народный артист России, профессор Московской консерватории В.А.Соколов (1936-1999), Народный артист России, профессор РАМ им. Гнесиных А.А.Федотов.

Педагогические взгляды А.Г.Семенова отражены в его диссертации «Основные методические принципы развития техники исполнения на кларнете», которую он защитил первым из отечественных музыкантов-духовиков в 1938 году, в редакции «Школы для кларнета» С.В.Розанова, а также в большом количестве переложений, обработок и редакций этюдов и пьес для кларнета.

Учениками одного из старейших профессоров Московской консерватории С.Н.Еремина были солист Государственного симфонического оркестра СССР и оркестра Большого театра, доцент Московской консерватории Л.В.Володин, солист оркестра Большого театра, лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге и Берлине И.Л.Павлов, доктор искусствоведения, профессор Ю.А.Усов.

Народный артист РСФСР, профессор Г.А.Орвид (1904-1980) вел класс трубы в Московской консерватории с 1931 года по 1980 год. Талантливый организатор, он занимал с 1939 года по 1961 год различные административные посты от заместителя начальника Военно-дирижерского факультета при Московской консерватории до заместителя министра культуры СССР и директора Большого театра. Учениками Г.А.Орвида были лауреаты всесоюзных и международных конкурсов С.Геворкян, Л.Головин, Е.Матюшин, В.Юдин.

Игру на тромбоне в Московской консерватории преподавал В.А.Щербинин (1896-1963), великолепный музыкант, солист оркестра Большого театра и педагог, создавший специальную систему ежедневных занятий на тромбоне. Его учениками являются профессор Московской консерватории В.Б.Баташов, солист оркестра Большого театра, профессор Московской консерватории М.М.Зейналов (1917-1993), солист Государственного симфонического оркестра СССР, Заслуженный артист России профессор РАМ им.Гнесиных К.М.Ладилов (1927-1982) и многие другие талантливые тромбонисты.

В настоящее время в консерватории преподают Ю.Н.Должиков и А.В.Корнеев (флейта), гобоисты Г.Н.Керенцев, А.Ю.Уткин и А.Н.Корешков, кларнетисты Р.О.Багдасарян, В.В.Петров, Е.А.Петров, фаготист В.С.Попов, валторнист А.С.Демин, трубачи Ю.Е.Власенко, В.А.Новиков, Е.Я.Фомин, тромбонисты В.Б.Баташов и А.Т.Скобелев.

Значительный вклад в современное отечественное исполнительство на духовых инструментах внес основанный в 1944 году Государственный музыкально-педагогический институт им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки им.Гнесиных). В ГМПИ – РАМ им. Гнесиных, организованном в военном 1944 году, первым заведующим кафедрой духовых инструментов был профессор М.И.Табаков. После его кончины кафедрой заведовали профессор Б.П.Григорьев и профессор А.Л.Штарк. В 2001 году кафедра была разделена на два подразделения: кафедру медных и ударных духовых инструментов (заведующим был избран Заслуженный артист России, профессор В.М.Прокопов), а кафедру деревянных духовых инструментов с 1963 года и по сей день возглавляет Заслуженный деятель искусств России, профессор, академик И.Ф.Пушечников. На кафедре в разное время работали флейтисты Г.Я.Мадатов и М.И.Каширский, кларнетисты А.М.Александров и В.А.Гетман, фаготисты Я.Ф.Шуберт, Р.П.Терехин и А.А.Розенберг, валторнисты А.А.Рябинин (воспитанник Ленинградской консерватории), Б.Ф.Булгаков и С.И.Леонов, трубачи Т.А.Докшицер, Н.Н.Яворский, И.М.Границкий и В.В.Плахоцкий, тромбонист В.Б.Баташев.

С 1948 года класс флейты в этом вузе вел блестящий флейтист, солист БСО радио и телевидения, профессор Г.Я.Мадатов (1898-1968). Известный дирижер, Народный артист СССР, профессор О.А.Дмитриади писал об искусстве Г.Я.Мадатова: «Виртуозное владение инструментом, благородное звучание во всех регистрах, идеальная интонационная чистота, великолепное чувство ансамбля – вот далеко не полное перечисление этого выдающегося артиста». (Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.:1969. с.159).

С 1958 по 1990 год работал на кафедре ученик профессора Н.И.Платонова, солист оркестра Большого театра, Заслуженный артист России, профессор М.И.Каширский. У него учился лауреат Международного конкурса «Пражская весна», солист оркестра Музыкального театра им, Станиславского и Немировича-Данченко Е.Шклянко. В настоящее время на кафедре работает его ученик, лауреат Всесоюзного и Международного конкурса доцент В.Л.Кудря.

С 1972 по 1990 гг. класс флейты вел А.М.Найда. Выпускник Саратовской консерватории им. Л.В.Собинова по классу профессора И.Ф.Януса, А.М.Найда многие годы работал в Саратовском театре оперы и балета им.Н.Г.Чернышевского и Саратовской консерватории, был заведующим кафедрой духовых инструментов. Среди его учеников профессор Ростовской – на Дону консерватории им. С.В.Рахманинова Ю.В.Шишкин, дипломант Всесоюзного конкурса музыкантов исполнителей Е.А.Марахтанов, лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов Т.Маршева.

В течение четырех десятилетий кафедру духовых инструментов Института – Академии им. Гнесиных возглавляет «патриарх» духового исполнительства в нашей стране, Заслуженный деятель искусств России, профессор, академик И.Ф.Пушечников, преподающий игру на гобое в этом вузе с 1944 года.

Вклад И.Ф.Пушечникова в теорию исполнительства, педагогику и методику преподавания игры на духовых инструментах огромен: около ста научно-методических работ, посвященных самым разным аспектам теории и практики игры на духовых инструментах, сборники этюдов, школы, редакции и переложения для гобоя произведений практически всех музыкально-исторических стилей, собственные сочинения для духовых инструментов. Более чем за полвека педагогической работы И.Ф.Пушечниковым подготовлена большая плеяда исполнителей и педагогов, среди которых насчитывается не один десяток лауреатов международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов. Его лучшими учениками являются Л.В.Кондаков, А.С.Любимов, Е.М.Непало, Е.А.Ляховецкий, В.А.Эльстон.

С 1944 по 1963 гг. класс кларнета в Академии вел один из крупнейших кларнетистов России солист Государственного симфонического оркестра СССР профессор ГМПИ – РАМ им.Гнесиных А.Л.Штарк (1910-1963). Для исполнительского искусства Штарка были характерны тонкая и выразительная фразировка, яркая виртуозность, красивое звучание инструмента. А.Л.Штарк проводил большую работу по расширению художественного и педагогического репертуара для кларнета. Многие его переложения и обработки произведений западноевропейских и русских композиторов не потеряли своего значения и в наши дни.

Заметное место в творческой деятельности А.Л.Штарка занимала педагогическая работа. Он преподавал на Факультете военных дирижеров при Московской консерватории, Музыкальном училище им.Гнесиных, Центральной детской музыкальной школе при Московской консерватории. Среди учеников А.Л.Штарка такие музыканты как лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951 г.), Народный артист России, профессор РАМ им.Гнесиных И.П.Мозговенко, солист оркестра Большого

театра лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949 г.) С.П.Бессмертнов (1925-1969), лауреат Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки (1962 г.) и лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1963 г.), Заслуженная артистка России профессор РАМ им.Гнесиных М.К.Шапошникова и автор этой статьи.

Концертная деятельность Народного артиста России, профессора класса кларнета РАМ им. Гнесиных И.П.Мозговенко насчитывает несколько десятилетий, и все эти годы его исполнительское мастерство восхищает слушателей удивительно мягким звуком, виртуозностью, безукоризненным воспроизведением стилистики произведений, романтической манерой исполнения.

За 50 с лишним лет педагогической работы в РАМ им.Гнесиных И.П.Мозговенко воспитал несколько десятков исполнителей на кларнете и педагогов, работающих в лучших оркестрах нашей страны, в ближнем и дальнем зарубежье и преподающих в музыкальных училищах и вузах, большое количество лауреатов всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов, 4-х профессоров, 7 доцентов. Среди его учеников такие известные музыканты-исполнители как Народный артист России, солист Российского Национального симфонического оркестра под управлением В.Спивакова, доцент РАМ им.Гнесиных Н.Мозговенко, солист симфонического оркестра МГАФ, лауреат Всесоюзного конкурса М.Облезов, солист МГАФ, лауреат Международных конкурсов И.Федоров, солист ГАСО России, лауреат Всесоюзного и Международного конкурса, Заслуженный артист России, И.Оленчик и многие-многие другие известные кларнетисты.

В нашей стране и в «ближнем зарубежье» найдется, наверное, лишь небольшое количество городов, больших и малых, где бы не выступал с концертами Народный артист России, профессор класса кларнета РАМ им.Гнесиных А.А.Федотов. Его игре присущи экспрессивность, глубокое осмысление музыкального содержания, красивый тембр, эмоциональная ритмика, виртуозная техника. Огромный концертный репертуар А.А.Федотова включает лучшие образцы кларнетной сольной и камерной литературы.

Более полувека педагогическая работа составляет одну из основных сфер творческой деятельности А.А.Федотова. Он был приглашен на кафедру академии в 1972 году. За 30 лет работы им воспитано свыше 50 учеников. Среди них лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурса, солист БСО им.П.И.Чайковского В.Пермяков, лауреат Всесоюзного конкурса М.Гурфинкель, лауреаты Всероссийского и Всесоюзного конкурсов В.Феоктистов, Ю.Костенко. П.Маркелов, лауреат Всероссийского и Международного конкурса С.Гончаров и др.

С 1963 класс кларнета ведет лауреат Международных конкурсов, солист оркестра Большого театра Народный артист России профессор И.Е.Бутырский. Представитель не только московской, но и петербургской кларнетных школ, тонкий музыкант, обладающий красивым звуком и блестящей техникой, он воспитал ряд кларнетистов, работающих в лучших оркестрах Москвы.

Профессор Я.Ф.Шуберт, выпускник Пражской консерватории, более чем за 30 лет работы в академии воспитал целую плеяду талантливых фаготистов. Его лучшими учениками были солист оркестра Большого театра Г.З.Рамишвили, кандидат искусствоведения, доцент РАМ им.Гнесиных А.А.Розенберг (1927 – 1996гг.), лауреат международных конкурсов И.Ф.Лаптев и др. В настоячщее время класс фагота возглавляет один из ведущих современных отечественных исполнителей на фаготе солист оркестра Большого театра России, лауреат Всесоюзного конкурса, Заслуженный артист России, профессор Ю.С.Рудометкин.

В 1975 году впервые в истории отечественного обучения игре на духовых инструментах в РАМ им.Гнесиных был открыт класс саксофона. Его возглавила ученица А.Л.Штарка, лауреат Международного и Всесоюзного конкурса, ныне Заслуженная артистка России, профессор М.К.Шапошникова.

Класс валторны вели замечательный отечественный музыкант, представитель Ленинградской – Петербургской школы, солисты оркестра Большого театра, Народный артист России, профессор А.А.Рябинин, профессор С.И.Леонов, доцент Б.Ф.Булгаков.

Класс трубы после кончины М.И Табакова возглавил его ассистент, солист оркестра Большого театра, Народный артист России, профессор Т.А.Докшицер – крупнейший трубач современности. Более половины столетия продолжалась его интенсивная концертная деятельность.

Концертный репертуар Т.А.Докшицера весьма обширен и разнообразен. В него входят практически все классические и современные концерты для трубы: от Гайдна и Гуммеля до Гедике, Нестерова и Жоливе. Докшицером сделано много записей на пластинки и компакт-диски. Его творческая деятельность в огромной степени способствовала признанию трубы как концертирующего инструмента. «Когда слушаешь, как играет Докшицер – писал известный дирижер М.Ф.Эрмлер – …не перестаешь удивляться естественности и простоте его фразировки отточенности формы, разнообразию нюансов…» (»Советская музыка», 1969, N6, с.59).

Профессор Докшицер является автором нескольких книг и методических пособий, среди которых такие работы как «Трубач на коне», «Штрихи на трубе», ряд обработок и переложений.

Т.А.Докшицером воспитано много замечательных трубачей. Практически вся группа труб оркестра Большого театра состоит из его учеников. Один из лучших его учеников – лауреат Всесоюзного конкурса, солист оркестра Большого театра, заведующий кафедрой медных духовых и ударных инструментов, Заслуженный артист России, профессор В.М.Прокопов.

Многие десятилетия класс трубы вел ученик М.И.Табакова доцент Н.Н.Яворский, автор «Методики игры на медных духовых инструментах в первый период обучения». Среди его учеников лауреат Всероссийского и Всесоюзного конкурсов доцент РАМ им.Гнесиных В.И Пушкарев.

Класс тромбона и тубы с 1944 года вел ученик замечательного тромбониста и педагога В.М.Блажевича, солист оркестра Большого театра Б.П.Григорьев. Среди его учеников такие блестящие исполнители на тромбоне и тубе как В.Здоров, В.Досадин, В.Есипов, К.Локалин, М Чепкой. В 1964 на кафедру был приглашен лауреат международного конкурса (1953г.), солист Государственного оркестра СССР К.М.Ладилов (1927 – 1986гг.).

В последней трети XX столетия игру на духовых инструментах в РАМ им.Гнесиных преподают: А.Л.Гофман, В.Л.Кудря, В.И.Дегтярева (флейта); И.Ф.Пушечников и его ученики Л.В.Кондаков, А.С.Любимов, Е.М.Непало (гобой); И.Е.Бутырский, Р.А.Маслов, И.П.Мозговенко, Н.В.Мозговенко, А.А.Федотов (кларнет); М.К.Шапошникова, Ю.С.Воронцов (саксофон), Ю.С.Рудометкин (фагот), Л.Я.Мельников и В.С.Шиш (валторна), В.М.Прокопов, В.И.Пушкарев, Е.Я.Фомин (труба); В.Н.Досадин (туба), Д.М.Лукьянов, А.В.Суворов (ударные инструменты).


Во второй половине XX века московская духовая исполнительская школа выдвинула большую плеяду солистов-концертантов, деятельность которых оказала большое влияние на развитие отечественного искусства игры на духовых инструментах.

В репертуаре «Золотой флейты России» Народного артиста Российской федерации, профессора Московской консерватории А.В.Корнеева удачно сочетаются лучшие образцы классической, отечественной и современной зарубежной музыки. Его игре присущи умение петь на флейте, глубина интерпретации, виртуозная техника.

До последних дней жизни продолжал концертировать выдающийся отечественный кларнетист Народный артист России, профессор Московской консерватории В.А.Соколов. Строгая академичность его искусства сочеталась с артистизмом и глубоким проникновением в сущность и структуру художественных образов музыкальных произведений. Виртуозность в использовании выразительных и технических средств была у Соколова беспредельной. Особое внимание В.А.Соколов уделял современной музыке для кларнета. Многие произведения как отечественных, так и зарубежных композиторов второй половины XX века вошли в концертный и педагогический репертуар кларнетистов благодаря творческой деятельности В.А.Соколова.

Творческой манере Заслуженного артиста РФ, солиста оркестра Большого театра, профессора Московской консерватории Р.О.Багдасаряна свойственны темперамент, яркая выразительность, совершенная техника исполнения и продуманность до мельчайших подробностей всех деталей сочинения. Многие произведения российских композиторов получили «путевку в жизнь», благодаря исполнительскому искусству этого замечательного кларнетиста.

Концертирование на фаготе в Москве представлено, в первую очередь, выдающимся виртуозом Народным артистом России, профессором Московской консерватории В.С.Поповым. Его концертные программы, в которых часто принимают участие видные московские музыканты-исполнители, всегда интересны и сочетают классический фаготовый репертуар с произведениями самых различных направлений современного музыкального искусства. Звук фагота В.С.Попова можно сравнить с тембром голоса человека: он необычайно выразителен; аппликатурная техника и звуковедение музыканта при всей их непревзойденности всегда подчинены задаче наиболее полного раскрытия музыкальных образов исполняемых сочинений.

Основополагающая роль в развитии исполнительства на саксофоне принадлежит Заслуженной артистке России, профессору РАМ им. Гнесиных М.К.Шапошниковой. Вот уже более 30 лет этот инструмент звучит с концертных площадок Москвы и других городов нашей страны. Характерные черты исполнительского искусства М.К.Шапошниковой составляют мощный благородный звук, блестящая виртуозная техника, исключительное владение нетрадиционными приемами игры на саксофоне, постоянный поиск новых выразительных средств. Практически все произведения, написанные современными отечественными композиторами, впервые прозвучали в исполнении этой замечательной артистки.

Г.А.Орвид вел активную концертную деятельность с 1961 года. Он с успехом выступал в Малом зале Московской консерватории. Его концерты с неизменным успехом проходили в Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате, Новосибирске и других городах Советского Союза. Г.А.Орвид безупречно владел своим инструментом. Его исполнительский стиль составляли блестящий яркий звук, разнообразная динамика, стремление к полному отражению художественных образов исполняемого произведения.


Вторую половину XX века можно охарактеризовать как период интенсивного развития научно – методической мысли в области исполнительства на духовых инструментах. В начале 1970х годов в учебный план кафедр духовых инструментов Московской консерватории им. П.И.Чайковского и РАМ им. Гнесиных по инициативе доктора искусствоведения, профессора Ю.А.Усова и Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора И.Ф.Пушечникова был введен новый для музыкальных вузов нашей страны курс: «История исполнительства на духовых инструментах». Появились труды, рассматривающие закономерности теории искусства игры на духовых инструментах и методики обучения игре на духовых инструментах. Кафедры духовых инструментов московских музыкальных вузов внесли большой вклад в методическую духовую науку. К работам такого направления следует отнести монографию А.А.Федотова «Методика обучения игре на духовых инструментах». Эта книга – последняя фундаментальная работа в области теории исполнительства на духовых инструментах. В различных сборниках, в том числе в известных четырех выпусках «Методики обучения игре на духовых инструментах», «Трудах Московской консерватории» и «Трудах ГМПИ им.Гнесиных», публиковались статьи Б.П.Григорьева, Р.П.Терехина, В.В.Петрова, Ю.Г.Ягудина, Б.А.Дикова, Ю.Н.Должикова, Ю.А.Усова, А.И.Усова, И.П.Мозговенко, И.Ф.Пушечникова, А.А.Федотова, М.К.Шапошниковой, Н.В. Волкова, А.А. Розенберга, Р.А.Маслова и др.

В период 1970-е – 1990-е годы значительно возросло количество диссертаций, подготовленных на кафедрах духовых инструментов Московской консерватории и РАМ им. Гнесиных. Среди них следует назвать кандидатские диссертации Н.В.Волкова «Основы управления звучанием при игре на кларнете», А.А.Розенберга «Русская культура духовых инструментов XVIII века», Р.А.Маслова «Развитие исполнительства и педагогики на кларнете в Москве (в период 1940-1960 гг.) и его же докторскую диссертацию «Исполнительство на кларнете (XVIII – начало XX вв.). Источниковедение. Историография», докторские диссертацию Б.А.Дикова «Проблемы теории и практики исполнительства на кларнете системы Т.Бема», Ю.А.Усова «История зарубежного исполнительства на духовых инструментах», В.В.Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма»

Сегодня в Москве активно работают музыкальные училища и колледжи, функционирует большое количество симфонических и оперных коллективов, камерных и духовых оркестров, продолжается активная концертная деятельность ведущих исполнителей практически всех духовых специальностей. Все это вселяет надежду, что в XXI столетии российское искусство игры на духовых инструментах, являющееся неотъемлемой частью отечественной музыкальной культуры, достигнет еще более высокой степени совершенства.



© 2001-2020, Музыкальное училище имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных. Все права защищены
Яндекс цитирования